7 кл русский 8 сентября (2)



Цель урока:

углубить знания учащихся по теме «Лексика. Фразеология»;

развивать умение употреблять синонимы, антонимы, омонимы, однозначные, многозначные слова, фразеологизмы в речи;

привить интерес к языку;

воспитать любовь к русскому языку, его красоте и многозначности.

Тип урока: повторение, систематизация изученного.

Методы обучения: словесный, частично-поисковый, метод стимулирования интереса к учению.

Оборудование: интерактивная доска, фразеологические и толковые словари.

Ход урока:

І.Оргмомент:

Ну, теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять
».

ІІ. Работа

Лексикология – раздел языкознания, изучающий слово как единицу словарного состава языка (лексики) и всю лексическую систему (лексику) языка.
Лексика (от греч.— словесный, словарный) — словарный состав, совокупность слов
языка.Фразеология — совокупность устойчивых оборотов речи и выражений (фразеологизмов), свойственных тому или иному языку. Фразеологией также называется раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.

ІІІ. Игра «Угадай-ка!»

Называю слово и даю толкование слова. Ответ дается словом «да» или «нет» ответ «нет» поясняется.

Расписной — украшенный живописью, разукрашенный красками. «Да».

Листопад — появление на деревьях желтых листьев. «Нет». Опадание листьев осенью.

Дождь — атмосферные осадки в виде водяных капель «Да».

Роща — большой еловый лес. «Нет» Небольшой лиственный лес.

Патриотизм — любовь к Родине «Да».

ІV. Прямое и переносное значение

(работа — поиск)

Прямое значение слова — это…….

(его основное лексическое значение)

Переносное значение слова — это лексическое значение слова, основанное на сходстве, близости между собой предметов, явлений.

а) Говорят у мамы руки непростые,
Говорят у мамы руки золотые!

Я гляжу внимательно, подношу поближе.

Трогаю и глажу — золота не вижу.

Почему так говорят? Как говорят об очень хорошем человеке? — Золотой человек.

Б) Определить средство выразительности, используемое в отрывке стихотворения С.Есенина.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки

И горят серебряные росы
.
(
олицетворение)

V. Работа с учебником

Упражнение 280. Спишите, сравните словосочетания. Найдите слова, которые одинаково звучат и пишутся. Объясните их значение:

Дверь без ключа — вода из ключа
Р
езать лук — стрелять из лука
Вступить в брак — допустить в работе брак

Праздничный наряд — наряд на уголь.

Омонимы — это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно различные по лексическому значению. Например:
Лук — огородное растение и лук — оружие; ключ — замок и вода из ключа — вода из родника;

VІ. Соединить синонимы стрелкой Что такое синонимы?

Собака
Печаль

Дорога

Неправда

Армия

Огонь

Метель

Автомобиль

Путь
Пес

Ложь

Войско

Грусть

Пламя

Машина

Буран

VІІ. Игра «Наоборот»

Стихотворение С.Палтоновой. Ребята находят антонимы.

Нам с тобой пришел черед
С
ыграть в игру «Наоборот»
Скажу я слово высоко, а ты

Ответишь……… (низко).

Скажу я слово далеко, а ты

О
тветишь……..(близко).
Скажу я слово потолок,

А ты ответишь……..(пол).

Скажу я слово потерял,
А ты ответишь……..(нашел).

Скажу тебе я слово трус,

Ответишь ты……..(храбрец)

Теперь начало я скажу,

Ну, отвечай……….(конец).

Вопрос: Что мы называем антонимами?

VІІІ. Работа с тестами

Что такое фразеологизмы? Это устойчивые сочетания слов.

1. Душа в душу
2. Море
поколено
3. Топорная работа

4. Бить баклуши

5. Водить за нос

6. Сломя голову
7. В час по чайной ложке

8. Себе на уме;

9. Зарубить на носу

10. На краю света

А. хитрый
Б. бездельничать

В. обманывать

Г. очень медленно

Д. дружно

Е. ничего не страшно
Ж. грубая работа

З. запомнить

И. далеко

Ответы: 1Д, 2Е, 3Ж, 4Б, 5В, 6К, 7Г, 8А, 9З, 10И.

ІХ. «Веточки из слов»

Почему так много «хвостов»?

Есть хвост у падающих звезд,
И у семян бывает хвост.

У птиц, у самолета

Он нужен для полета.

Хвостом корова бьет слепней,

Когда они кусаются.

Для скорпионов хвост важней:

Они хвостом сражаются.

Задание: Прослушав, учащиеся составляют «веточку из слов»: Хвост звезд, хвост самолета, хвост птицы, хвост коровы, хвост скорпиона.

Это многозначные слова. Они называют разные предметы, признаки, действия в чем-то похожие между собой.

Х. Итог урока

ХІ. Домашнее задание:

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *