7. романтические поэмы пушкина



7. Романтические поэмы. Пленник и Алеко (сравнительный анализ).

Пушкин получает колоссальное впечатление от восточных поэм Байрона, которые вдохновляют его на создание собственных южных поэм 1820-1824 годов. В эти годы наступает расцвет романтической поэзии в творчестве А.С.Пушкина. Он находится в южной ссылке и ощущает себя изгнанником. Условия, окружившие писателя в южной ссылке, нашли отклик в байроновской поэзии. Во время трехнедельного пребывания в Гурфузе весной 1820 года Пушкин знакомится с некоторыми произведениями Байрона при помощи Елены Раевской и ее брата Николая Николаевича Раевского, владевших английским языком. Пушкин был вырван из привычного круга общения, а принудительный отъезд из Петербурга перевоплотился в сознании поэта в его добровольное изгнанничество. В романтической поэме для героя очень важны такие аспекты, как чувство изгнания, попытки обрести душевную свободу, состояние, когда герой находится в вечном поиске. Впечатления от живописных российских окраин (Кавказ, Крым, Молдавия) и их народов оживили для Пушкина и приблизили к нему экзотический Восток байроновских поэм. Для Пушкина становится на первое место свобода отдельной личности, разочарованной в прежних идеалах. Писатель начинает разрабатывать совершенно новый для себя и русской литературы жанр романтической поэмы. Он выбирает сходные черты для своего героя с байроническим, уделяет большое внимание изображению внутреннего мира персонажа. Чувства и страсти встают на первом месте. Использует композиционные приемы Байрона: фрагментарность повествования, выделение моментов высшего драматического напряжения, недосказанность биографии героя, необъясненность важных моментов действия. Мною был проделан сопоставительный анализ южных поэм Пушкина «Кавказский пленник» и «Цыганы» . Поэма «Кавказский пленник» написана в 1820-1821 годах. Она является первой из южных поэм. В поэме впервые изображается поэт-современник. Вслед за поэмой последовало много подражаний. Поэма «Кавказский пленник» посвящена Н.Н. Раевскому (сыну героя Отечественной войны 1812года), близкому другу молодого поэта, поддержавшему его во время тяжелых событий весны 1820 года, предшествовавших ссылке на юг.

«Прими с улыбкою, мой друг,

Свободной музы приношенье:

Тебе я посвятил, изгнанной лиры пенье.»[1]

Пушкин писал своему брату о Н.Н.Раевском: «Ты знаешь нашу тесную связь, и важные услуги, для меня вечно незабвенные…» (письмо от 24 сентября 1820 года).

Главный герой поэмы «кавказский пленник» — молодой человек, разочарованный в жизни, бежавший от цивилизации, испытавший на себе горечь безответной любви и предательство друзей.

«Людей и свет изведал он,

И знал неверной жизни цену.

В сердцах друзей нашед измену,

В мечтах любви безумный сон,

Наскуча жертвой быть привычной…»[2]

 

Пытаясь сбежать из «цивилизованного» плена, герой попадает в другой плен к черкесам.

«Он раб. Склонясь главой на камень,

Он ждет, чтоб с сумрачной зарей

Погас печальной жизни пламень,

И жаждет сени гробовой.»[1]

Но здесь происходит неожиданное для него – ему является черкешенка, которая спасает его и начинает ухаживать за ним в дальнейшем.

«Он чуждых слов не понимает;

Но взор умильный, жар ланит,

Но голос нежный говорит:

Живи! и пленник оживает.»[2]

Перейдем к поэме «Цыганы». Эта поэма написана Пушкиным в 1824 году. В ней байроновский герой противопоставляется порокам, которые царят в современном обществе. Пушкин создает такой тип героя, который противостоит законам, созданным обществом, и не желает им подчиняться. Вяземский в рецензии на «Цыган» утверждал: «…Вероятно, не будь Байрона, не было бы и поэмы «Цыганы» в настоящем ее виде.»[1] Поэма «Цыганы» имеет строение, свойственное романтизму. Так как в ней показано противостояние двух социальных укладов: цивилизации и дикой воли. Навязывающая себя цивилизация имеет большое количество критики. Главный герой поэмы- Алеко. О нем нам известно немного, только что он «беглец» и «его преследует закон». Также как и о Гяуре и Кавказском пленнике почти ничего не сказано в плане их прошлой жизни. Для Алеко все законы, установленные цивилизацией, несут в себе насилие над людьми. Читая произведение, становится ясно, что Алеко находится в постоянном конфликте с обществом. Алеко важна свобода, он ценит ее, как ничто другое. В надежде обрести ее, он приходит в цыганский табор. В разговоре с Земфирой Алеко описывает мерзкую картину людей, которую он более не смог терпеть:

«Любви стыдятся, мысли гонят,

Торгуют волею своей,

Главы пред идолами клонят

И просят денег да цепей.»

В «Цыганах» любовный треугольник состоит из Алеко, Земфиры и цыгана. В «Цыганах» Земфира разлюбила Алеко и нашла другого. Алеко — законный супруг Земфиры, но разлюбленный ею. Алеко в свою очередь изначально не хочет убивать Земфиру, а мстит цыгану.

«Постой!

Куда, красавец молодой?

Лежи!»[2]

Но поняв, что Земфира отвергает его, убивает и ее.

«Умри ж и ты!»[3]

 

По Б.Майкову: «Вся пылкая любовь Земфиры и жажда к безграничной свободе выразилась в этих словах:

«Старый муж, грозный муж,

Режь меня, жги меня:

Я тверда; не боюсь

Ни ножа, ни огня.

 

Ненавижу тебя,

Презираю тебя;

Я другого люблю,

Умираю любя.»[1]

 

Она потому так энергично и вызывающе ведет себя по отношению к Алеко, что отстаивает самое дорогое и заветное, что у нее есть: свободу чувства. Ведь у простой дикой цыганки ничего больше и нет, в чем бы она могла проявить свою личность, кроме свободного и искреннего чувства. Отнять у нее это значило бы лишить ее духовного облика; она инстинктивно понимает, а потому и говорит: «Умираю любя».»

После предательства Земфиры, гармоничный мир Алеко рушится, его сердце наполнено ревностью и гневом. Он готов мстить за унижение и оскорбление. Он ведет себя как собственник и эгоист, совершенно забывая о свободолюбивых началах его души. Именно Алеко, носитель идеи свободы и справедливости, приносит в мирную жизнь табора жестокость, принудительные меры, насилие, преступление и самовольство. Алеко поступает очень жестоко, не думая о чувствах окружающих людей. В его поступке выявляется несостоятельность, как личности. Он не смог ужиться ни в мире цивилизованном, ни в цыганском мире. Алеко осудил сам себя на вечное одиночество.

Вернемся к «Кавказскому пленнику».

«За днями дни прошли как тень.

В горах, окованный, у стада

Проводит пленник каждый день.»[1]

С тех пор, как черкешенка пришла к нему впервые, она не перестала к нему ходить, а скорей наоборот, пленник стал частью ее жизни.

«…Черкешенка, тропой тенистой,

Приносит пленнику вино,

Кумыс, и ульев сот душистый,

И белоснежное пшено;

С ним тайный ужин разделяет;

На нем покоит нежный взор;

С неясной речию сливает

Очей и знаков разговор;

Поет ему и песни гор,

И песни Грузии счастливой,

И памяти нетерпеливой

Передает язык чужой.»[1]

 

В тиши темной ночи пленник раскрывает свою душу черкешенке. Его сердце страдает, так как он не любим. И для него нет выхода, как ему кажется. И вот как он видит свой конец:

«Умру вдали брегов желанных;

Мне будет гробом эта степь;

Здесь на костях моих изгнанных

Заржавит тягостная цепь…»[2]

Но в конце поэмы герой будто бы возрождается вместе с взошедшей зарей. Освободившись от плена, он возвращается к своему народу:

«Редел на небе мрак глубокий,

Ложился день на темный дол,

Взошла заря. Тропой далекой

Освобожденный пленник шел;

И перед ним уже в туманах

Сверкали русские штыки,

И окликались на курганах

Сторожевые казаки.»[3]

Неизвестно, чем закончилась жизнь героя, но в конце поэмы он не впадает в отчаянье, а наоборот идет навстречу солнцу.

Универсализм поэзии Пушкина, его «художническая многосторонность», отмеченная еще Белинским, исключительная широта его культурного кругозора, включающего античность и восток, средневековье и современный Запад – богатые сокровища народного творчества, не только русского, но и мирового.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *