4-Кпзс как юр.наука и учебная дисциплина



Наука конституционного права изучает конституционно-правовые нормы и институты, а также общественные отношения, которые регулируются или могут или должны регулироваться ими. Изучает наука также практику реализации конституционно-правовых норм и институтов, стремясь постичь закономерности их развития и дать обоснованные рекомендации законодателю и правоприменителю по совершенствованию и применению соответствующих правоположений, а отдельным лицам – рекомендации по их использованию.

С этой целью изучаются также теории и взгляды, разрабатываемые исследователями конституционного права, условия и взгляды, влияющие на их эволюцию, т.е. наука изучает и сама себя.

Методы исследования: сравнительный анализ; формально-логический анализ; исторический подход; социологические исследования; изучение статистики и др.

До недавнего времени в науке конституционного права существовало два направления. Условно их можно назвать радикалистским и либеральным.

Радикалисты делятся на ученых-марксистов (в ленинском понимании), революционных демократов (отстаивающих социальную ориентацию развивающихся стран) и левых радикалов.

Либералы считают, что конституция является выражением социального контакта между различными группами населения.

В зарубежной науке конституционного права существует 3 школы:

1. Юридическая школа (первоначально имела определяющее, а до 20-х гг. XX в. — значительное влияние). Для ее представителей характерно изучение государства, его органов, прав человека с юридических позиций.

2. Политологическая школа (одержала победу в середине 50-х гг. ХХ в.). Ее сторонники призывают изучать не столько нормы конституционного права (иногда их даже игнорируют), сколько реальную роль тех или иных институтов государственности, политических институтов.

3. Теологическая школа характеризуется пестротой взглядов. Правое крыло смыкается с радикалистами, но в особой, религиозной интерпретации. Более умеренные представители отстаивают либеральные взгляды, прикрытые религиозной оболочкой. Главным образом, данная школа представлена исследователями мусульманских юристов. Для них характерна пропаганда идей халифата: вселенский суверенитет принадлежит Аллаху; выборы следует заменить консультативным правлением; признается приоритет принципов шариата – неравноправие мужчин и женщин, правовые и моральные обязанности перед Аллахом и общиной «правоверных» важнее прав и свобод человека.

Объем и содержание конституционного права как учебной дисциплины определяется учебными программами, которые разрабатываются кафедрами и утверждаются советами факультетов, а иногда и вузов. Конституционное право имеет познавательное значение, позволяет познать закономерности развития данной отрасли права, способствует пониманию специфики его развития, расширяет кругозор и т.д.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *