7 класс.Русский язык



7 класс

 

БИЛЕТ №1

 

Навряд ли в Санкт-Петербурге найдешь человека /не/ зна...щего здание Московского вокзала. А вот о зодчем спроектировавш… это здание знают немногие.

Константин Андреевич Тон пр..живший в нашем городе большую часть жизни осуществил проект перестройки парадных залов Академии художеств постро..л перед ней пристань со сфинксами оформил главный фасад Лесного института возвел иконостас в Казанском соборе…

Но главная заслуга К.А.Тона стр..ительство первых в России железнодорожных в..кзалов. В 1851 году в Москве и Петербурге были сооружены в..кзалы первой в России железной дороги. Они ок..зались настолько удобными, что функционировали многие десятилетия. Лишь в 1950-1970 годах их реконструировали /не/ изменив при этом фасад.

Похоронен К.А.Тон в Петербурге на Волковском кладбище. На боковых стенах гранитной плиты установл….ой на могиле архитектора высеч..н перечень его работ.

1. Выразительно прочитайте текст, озаглавьте его.

2. Найдите в тексте синоним к слову «зодчий».

3. Дайте объяснение значения слова «реконструкция» (используйте словарь).

4. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, объясните их выбор графически.

5. Расскажите о причастии как части речи, выполните морфологический разбор одного из причастий (из текста).

6. Расскажите о правописании Н и НН в причастии и отглагольных прилагательных.

 

 

БИЛЕТ № 2

Бим обсл..довал мес..ность. Такого леса он ещё (не) видел (не,ни)когда. Лес-то тот же, но теперь здесь всё было (по)новому. Всё вокруг было ж..лтое и багряное, всё горело и светилось вместе с солнцем. Деревья только(только) начали сбрас..вать одеяния, и листья падали бе..шумно и плавно. Было прохладно и легко. Осе(н,нн)ий запах – особенный, (не)повторимый, стойкий и чистый настолько, что за десятки метров Бим учу..л хозяина.

 

1. Выпишите слова с пропущенными буквами, объясните графически их написание.

2. Объясните с помощью схем расстановку знаков препинания.

3. Сделайте морфологический разбор 2 наречий, от 2-х других наречий образуйте все возможные степени сравнения.

4. Расскажите о наречии как части речи.

5. Составьте словосочетания со словами:

(не)когда, (не)зачем, (в)оба, (по)трое, (на)распашку, (в)серьёз, (до)отвала, (по)зарез, (на)скаку, (в)глубь, (с)права, (на)скаку, (на)память.

 

БИЛЕТ №3

 

1. Прочитайте выразительно текст. Что нового мы узнали из этого текста.

 

Название реки Оккервиль впадающ… в реку Большую Охту одно из самых стари/нн/ых названий. Оно нанесе/нн/о на шведской карте 1669 года. В период шведского господства на /н/евских берегах здесь находилась мыза полковника Оккервиль. Отсюда и повелось название реки /не/однократно упомина..ое в документах 18-19 веков. В годы стро.. .тельства Петербурга у речк… были и другие названия Малая Охта Порховка Черная.

(К.С.Горбачевич «Почему так названы»).

 

2. Озаглавьте текст.

3. По «Толковому словарю» определите значение слова «мыза».

4. Вставьте пропущенные буквы, объясните их правописание; вставьте пропущенные знаки препинания, графически объясните их.

5. Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.

6. Расскажите о разрядах и степенях сравнения наречий.

7. Составьте словосочетания с наречиями, раскройте скобки:

вое, (на)трое, (по)двое, (в)крутую, (на)вынос, (без)оглядки, (без)умолку, (на)вытяжку, (по)одиночке.

 

БИЛЕТ №4

 

1. Выразительно прочитайте стихотворение.

ЦАРСКОСЕЛЬСКАЯ СТАТУЯ

Уже кленовые листы

На пруд слетают лебеди / н, нн / ый,

И окровавле / н, нн / ы кусты

/ Не / спешно зре.. .щей рябины.

И ослепительно стройна

Поджав / не / зябнущ… ноги

На камне северном она

Сидит и смотр.. .т на дороги.

Я чувствовала смутный страх

Пред этой девушкой воспетой.

Играли на её плечах

Лучи скудеющ.. .го света…

1916г. А. А. Ахматова’

 

2. Как вы думаете, какой статуе посвящено это стихотворение?
Определите художественные приёмы, использованные поэтессой. Дайте им определение.

3. Вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы. Объясните их
выбор графически.

4. Сделайте морфологический разбор глагола и деепричастия

5. Расскажите о деепричастии как части речи. Отличие предлогов от деепричастий.

 

(Примеры: Несмотря на свою молодость, в работе он не отстаёт от взрослых. Он нёсся во весь дух, не смотря под ноги. Благодаря тебе я многое успел сделать. Ребята разошлись, благодаря учителя за помощь.)

БИЛЕТ №5

 

1. Выразительно прочитайте текст.

/В/ течени… многих веков несет /не/укротимая Нева свои воды из озера Ладожского в залив Финский. Сколько видела эта полноводная красавица /в/продолжени… своей жизни. Вот на ее берегах думая о чем-то стоит ю/нн/ый князь Александр еще /не/носящий имя Невский. Нахмур.../нн/ы ч..рные брови смотрят /в/даль Невы ястреби/н,нн/ые очи. Битва со шведами так/же/ еще /в/переди. Прошли века. И другой, не менее великий человек, стоя на берегу Невы тоже о чем/то/ глубоко задумался. О чем? Наверное что «здесь будет город заложен…». Но хранит река свои секреты/не/рассказ...вая /не,ни/ кому /ни,не/о чем.

2. Определите тип и стиль речи. Разбейте текст на абзацы.

3. Выполните морфологический разбор слова нахмурены, неукротимая, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

4. Расскажите о предлоге как части речи и о правописании производных предлогов.

/в/ течени /в/ место /в/ продолжени / из/ за / на/счет /из/ под /на/ подоби /в/следстви

 

 

БИЛЕТ №6

 

1.Выразительно прочитайте текст.

Пискаревское мемориальное кладбище… В этих словах и бе..граничная скорбь о десятках тысяч/ь/ ленинградц..в погибш..х в годы блокады и бе…граничная гордость за соверше(нн, н)ый подвиг. 900 дней… Мы /не,ни/ можем /не,ни/ удивлятся стойкости наших горожан. Постоянные бомбе…ки, голо.., смерть близких людей. В страшные блокадные дни на Пискаревском кладбище ленинградцы хоронили в брат..ких могилах бойцов и мирных труже/нн/иков отдавших жизнь, но /не/покорившихся врагу, /не/допустивших захват/ч,щ/иков в родной город.

2. Назовите тему, основную мысль текста. Определите тип и стиль речи.

3. Дайте толкование слова «мемориал» (используйте словарь).

4. Выпишите слова с пропущенными буквами, объясните их написание.

5. От прилагательного из текста образуйте наречие и произведите его морфологический разбор

6. Расскажите о слитном, раздельном и дефисном написании наречий.

7. Составьте словосочетания с наречиями, раскройте скобки:

)просак, (на)вылет, (без)толку, (на)лету, (на)выпуск, (в)расплох, (на)скаку, (на)память, (до)тла.

 

 

 

 

БИЛЕТ №7

Волга вследстви.. малого падения имеет медле(нн,н)ое течение и извилиста. Она, так же как и все реки Русской равнины, питается водой (неавномерно. Главная масса воды поступает весной, во время таяния снежного покрова. В течени.. весе(н,нн)его половодья уровень воды в Волге подн..мается местами на одиннадцать-двенадцать метров против летнего. В продолжени.. этого времени Волга особе(н,нн)о прекрасна и величестве(н,нн)а. Вдоль берегов не видно (не,ни)кустов, (не, ни) низкорослых деревьев. Над необозримой безбрежной водной гладью (кое)где видны лишь верхушки затопле(н,нн)ых деревьев. Пароходы, чтобы сократить свой путь на десятки километров, идут лугами, а также узкими протоками, отделё(н,нн)ыми от коренного русла островом. Эти протоки (в)последстви.., после спада воды, обычно не судоходны, потому что летом мало остаётся воды.

1.Выразительно прочитайте текст. Что нового вы узнали из текста?

2. Определите тип и стиль речи, озаглавьте текст.

3. Расскажите о предлогах и правописании производных предлогов.

4. Сделайте морфологический разбор одного предлога

5. Вставьте пропущенные буквы, прокомментируйте орфограммы.

 

 

 

БИЛЕТ № 8

   Что(бы) хорошо учит..ся надо быть хорошо организова(нн,н)ым человеком.

Прежде всего (не)обходимо выполнять режим дня. Состав..те его (с)начала сентября и старайтесь выполнять (в)течени.. всего учебного года. Посоветуйте поступать так(же) и своим товарищам.

(С)начала лучше делать самые трудные уроки потому(что) их выполнение требует больше врем..ни. За(то) останет..ся свободное время на любимые предметы и увл..чения.

Если у вас что(нибудь) (не,ни)получается не обращайтесь сразу за раз..яснениями к старшим а загляните в словарь в справочную литературу. Это трудно за(то) полезно. За(то) время, которое вы потратите на чтение справочной литературы, вы узна..те много нового и интересного.

1. Определите тип и стиль речи, озаглавьте текст.

2. Расскажите о разрядах союзов и правописании производных союзов.

3. Сделайте морфологический разбор одного производного союза и производного предлога

4. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, постройте схемы предложений.

 

 

 

 

БИЛЕТ №9

 

Когда (н..)входиш.. в лес, в глаза бросаются белые стволы. Уд..вительное дерево берёза! Нет (н..)одного человека у нас, (не)знающего берёзы. Скромное (не)броское дерево, но н..кто (не)пройдёт мимо, (не)заметив его. Кто (не)знает берёзового сока! В (не)большой надрез на коре вставиш.. соломинку, подождёш.. десять-пятнадцать минут и пьёш.. (не) напьёш..ся из наполнивш..йся туристской трубочки. (Неоропливо делаеш.. глотки, а сверху поглядывают (не)утомимые грачи, (не)успевшие ещё закончить гнездо. Но не забудь во что бы то (ни,не) стало замазать ранку глиной или смолой. (Кое)кто как (ни, не) в чём не бывало разрежет кору. Сока возьмёт (не)много и уйдёт, (не)замазав надрез. И сок течёт (ни,не) ему (ни,не) людям совсем (не)нужный.

 

1. Выразительно прочитать текст, озаглавить.

2. Объяснить написание пропущенных букв.

3. Объяснить постановку знаков препинания при причастных оборотах, сделать схемы.

4. Рассказать о частице. НЕ и НИ с разными частями речи.

 

 

 

 

БИЛЕТ № 10

 

1. Тут (ни, не)прибавить, (ни, не) убавить – всё это было на земле.

2. Из каких бы мы (ни, не) пили рек, где бы мы (ни,не) встречали закаты, нам с тобой (не,ни) позабыть вовек свежий запах мяты.

3. Мастеровой (не,ни)может (не,ни) работать: он упускает тайну мастерства.

4. Какое б море мелких неудач, какая бы беда (ни,не) удручала, руками стисни горе и (не)плачь.

5. (Ни,не)когда, (ни,не) разу, ничем ни на йоту (ни,не) он, (ни,не) его товарищи (не,ни) нарушили закон. На стоянке не было (ни,не) души, но (не)было и (не,ни) единой машины.

6. Он (ни,не)с кем (не,ни) посоветовался, (не,ни) прибегнул (не,ни) к чьей помощи.

 

1. Рассказать о частице, разрядах частиц. Рассказать об отличии частицы НЕ от НИ.

2. Прокомментировать орфограммы в предложениях.

3. Сделать синтаксический разбор 6 предложения.

4. Назвать примеры фразеологических оборотов, в которых употребляются частицы НЕ и НИ.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *