05 закономерности и принципы цпп



05 закономерности и принципы цпп.

Закон – компоненто логической структуры пед науки, который отражает объективные внутренние существующие и относительно стойкие связи пед явлений, способов научного управления пед деятельностью, предвидение результатов того или иного управленческого решения, направленного на оптимизацию содержания, методов и форм деятельноти. Закон имеет объяснительную и прогностическую функции. Закономерность – исходное основание системы принципов, положений, отражающая всю структуру пед процесса, взаимосвязь всех его компонентов. Закономерность ученые рассматривают как выражение действующих законов в конкретных условиях. Закономерность – объективно существующая повторяющаяся связь между обучением и воспитанием. Связи, которые отражаются законом носят вероятностно-статистический характер.

Законы и закономерности не содержат прямых указаний как действовать учителю, но они являются теоретической основой для обоснования принципов обучения и воспитания.

Законы пед процесса:

— закон социально обусловленных цели, содержания, методов

— воспитывающее и развивающее обучения

— обучение и воспитание характера деятельности учащегося

— целостность и единство пед процесса

В педагогике выделяются закономерности, обусловленные внешними связями и обусловленные внутренними связями. Закономерности, обусловленные внешними связями:

1) цпп, его цель, содержание, формы и методы обусловлены соц. экономическими потребностями общества, его политикой и идеологией.

2) Задачи, содержание, формы и методы пед. процесса зависят не только от потребностей, но и от возможности общества, от условий протекания пед. процесса.

Закономерности, обусловленные внешними связями, объективны. Закономерности, обусловленные внутренними связями:

1) закономерная связь воспитания, обучения и развития

2) единство преподавания и учения, воспитания и самовоспитания

3) определяющая роль деят-ти и общения в пед. процессе

4) закономерное соответствие содержания, форм и методов пед. процесса возрастным особенностям и возможностям воспитанника

5) закономерная взаимосвязь коллектива и личности в пед. процессе

закономерность пед. процесса находит свое конкретное выражение в принципах. Принцип (лат.основа, первоначало) – это руководящая идея, правило, требование, положенное в основу организации деят-ти. Принцип указывает направление деят-ти и служит основой конструирования пед. процесса. Принцип обучения и воспитания (Загрязенский) – это инструментальная, данная в каждой деятельности выражение пед теории или концепции. Принцип – вывод из теории; ориентир для конструирования пед процесса. Сущность принципа обучения, воспитания в том, что это рекомендаии о способах разрешения противоречий, о достижении гармонии, что позволяет решать учебно-воспитательные задачи.

Структурный компонент пед. процесса: целевой

Принципы цпп: целенаправленности обучения и воспитания (вся воспитательная и учебная работа должна быть поручена решению общественной цели – воспитанию и формированию личности гуманиста, оптимиста)

Структурный компонент пед. процесса: содержательный

Принципы цпп: систематичности и последовательности

Научности (связь содержания обучения с объективными научными фактами, теориями, законами)

Доступности и посильности

Связи теории с практикой, обучения с жизнью

Воспитывающее обучение (всестороннее развитие личности и индивидуальности уч-ка)

Структурный компонент пед. процесса: организационно-деятельностный

Принципы цпп: Учет возрастных и индивидуальных особенностей уч-ка

Самостоятельности и творчества

Сознательности и активности

Наглядности в обучении (целесообразное привлечение органов чувств к восприятию и переработке учеб. материала)

Сочетания индивидуального подхода и коллективизма

Структурный компонент пед. процесса: результативный

Принципы цпп: прочности

Осознанности

Действенности

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *